Министерство транспорта РФ разработало правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, регламентирующие процедуру, последовательность, методики и технологии проведения экспертизы автомобиля при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО, следует из проекта приказа министерства, опубликованного на его сайте.
Закон об ОСАГО действует уже более 8 лет в отсутствие единой методики оценки ущерба, утвержденной на уровне нормативного документа. Это приводит к тому, что экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, могут существенно различаться. В настоящее время действует постановление правительства РФ от 2004 года, которое фактически регулирует процесс организации независимой экспертизы, но не содержит единой методической основы, которая могла бы использоваться экспертами для расчета ущерба по ОСАГО.Основной задачей правил является обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.
В ходе экспертизы эксперт проводит исследование обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового; устанавливает наличие и характер повреждений транспортного средства и причины их возникновения; определяет методы и технологии ремонта и устанавливает его трудоемкость. Также эксперт рассчитывает стоимость ремонта и восстановительных расходов, необходимых для приведения автомобиля в состояние, в котором он находился до страхового случая, с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, заменяемых при восстановительном ремонте.
В документе приводятся формулы расчета стоимости ремонта и стоимости годных остатков, если автомобиль признан не подлежащим восстановлению после ДТП, дается таблица с характеристиками основных видов повреждений транспортных средств.
Проблема расчета затрат на проведение восстановительного ремонта и суммы страховых выплат по ОСАГО остается достаточно острой, так как порой сумма, рассчитанная экспертом, значительно отличается от реальных затрат потерпевшего, сообщили агентству "Прайм" в Российском союзе автостраховщиков (РСА). РСА со своей стороны предпринимает существенные усилия по согласованию единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта. Решение данного вопроса предусматривает комплекс мер. Правила, регламентирующие процедуру технической экспертизы, по сути, являются первым шагом к созданию единой методики.
Следующим шагом должно стать нормативное утверждение информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы, запчасти и работы при восстановительном ремонте транспортных средств. Кроме того, в 2012 году начала свою работу Межведомственная аттестационная комиссия (МАК) для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников. Решение комиссии о профессиональной аттестации кандидата дает право на осуществление деятельности по проведению независимой технической экспертизы, отметили в союзе.